Cогласно требованиям ГИМС РФ, на прогулочных судах каждый, находящийся на них, должен иметь спасательный жилет, который обеспечивает расположение дыхательных органов человека, выше поверхности воды на
Спасательный жилет по европейским нормам EN-395 должен обладать плавучестью не менее 100N (около10кГ). Происхождение этого требования вероятно обусловлено наличием в одежде человека утяжеляющих предметов и волнением воды.
В Российском законодательстве действует ГОСТ 22336-77 « Жилеты спасательные». Кроме него других официальных нормативных документов не существует. Согласно этого ГОСТа жилет для взрослого человека должен иметь конструкцию, как указана на рис.1 и обладать плавучестью не менее 204N (20кг)- взрослый и 91,8N (
Поэтому выбирается жилет другой конструкции – например как на рис.2 .Даже капитаны крупнотоннажных судов наряду с обязательной комплектацией спасательными жилетами по ГОСТ 22336-77 для вахтенной команды дополнительно приобретают спасательные средства, выполненные в виде жилета и плавучестью порядка 100N (см. рис. 2). В них работать значительно удобнее.
Многие производители спасательных жилетов, не разобравшись в сути вопроса ставят на ярлыках своих изделий ГОСТ-22336-77, а конструкция и плавучесть ему не соответствуют.
В руководящих технических документах ГИМС РФ требований к спасательным жилетам нет. Поэтому инспектора ГИМС при регистрации маломерных судов и проведении технического осмотра ограничиваются проверкой наличия на каждого члена экипажа спасательного жилета, а по конструкции и другим характеристикам требований предъявить не могут. Как показывает практика, технические требования к жилетам отличаются в разных регионах России.
Исходя из изложенного, при выборе спасательного жилета на прогулочное судно вся ответственность ложится на капитана, на его опыт и добросовестность.
Мы позволим себе, обладая 23-х летним опытом производства и эксплуатации индиви-дуального спасательного снаряжения дать несколько советов при выборе спасательных жилетов:
В первую очередь следует проверить качество швов, надёжность пришивки ремней и окантовки (на жилетах фирмы «ОПЫТ» за счёт термокроя исключено осыпание краёв, что в процессе эксплуатации часто является причиной расхождения швов и разрушения оболочки в отличие от жилетов других производителей, которые производят крой ножами);
Обязательно проверяется материал наполнителя, обеспечивающий плавучесть. Это как правило закрытопористый пенополиэтилен плотностью от 25 до 35 кг/куб.м : самый лучший из них и самый дорогой ППЭ – он проверен временем (больше 23 лет эксплуатации) и имеет большую надёжность сохранения своих первоначальных характеристик по объёму , более эластичен (применяется на жилетах фирмы «ОПЫТ»);
Ниболее часто применяемый из соображений экономии НПЭ – имеет значительно меньшую историю эксплуатации при применении в спасательных жилетах (около 5 лет) и был разработан для упаковки, а при нажатии издаёт характерные щелчки от лопающихся внутри пузырьков, а это говорит о том, что объём плавучести уменьшается. Замечено также изменение его структуры после нахождения на солнце – становится более хрупким и осыпается при изгибающих нагрузках.
Есть ещё НХ – химического вспенивания, но он почти не применяется из-за характерного запаха и цены (немного ниже ППЭ).
Следует также обратить внимание на конструкцию и качество пряжек-застёжек, которые должны выдерживать минимальную нагрузку, превышающую вес человека (для справки: пряжка «фастекс» фирмы «Апри» из материала - ацеталь под ремень 50мм выдерживает нагрузку
Пришиваемые на жилет световозвращающие полосы тоже часто используются сомнительного качества. Они применяются изготовителями из соображений экономии, но изначально имея слабые световозвращающие свойства ещё и резко теряют их после непродолжительной эксплуатации. Лучшие – фирмы 3М, есть и другие достойные поставщики не уступающие по качеству, отличающиеся по внешнему виду наличием торговой марки и шестигранных сот под защитной плёнкой.
Конструкция жилета должна предусматривать наличие блоков плавучести в нагрудных отсеках, по объёму значительно превышающему объём в спинных отсеках. Это необходимо для переворачивания тела человека попавшего в воду лицом вверх, а спинные блоки плавучести помимо обеспечения выталкивающей силы защищают при ударах об воду и выступающие части судна.
Наличие застёжки «молния» в передней части жилета уменьшает степень регулировки по объёму тела, которая необходима даже в течение дня, так как в холодное время жилет приходится одевать на одежду, поэтому надо обращать внимание на наличие вместе с «молнией» возможности, позволяющей ослабив регулировочные ремни, увеличить размер периметра или, наоборот, уменьшить. ( жилет «Мастер-Х» фирмы «ОПЫТ» имеет подрезиненные боковины)
Основной показатель спасательного жилета – это плавучесть, которая проверяется при испытаниях методом подвешивания монолитного стального груза к жилету, находящемуся в воде. Масса груза, при котором жилет остаётся на плаву, фиксируется в ньютонах (N). Многие производители, указывают на этикетке жилета плавучесть, которая испытаниями не подтверждается. Данные испытаний сертификационными лабораториями опубликованы (ГДЕ?) На жилетах фирмы «ОПЫТ» заявленная плавучесть соответствует фактической.