Каталог продукции


Яндекс цитирования

Полезная информация RSS 2.0

«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих»

Спасение утопающих

Классики отечественной сатиры И. Ильф и Е.Петров в своё время писали: «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих». На воде одним из средств спасения является спасательный жилет, который выполняет ту же функцию, что и парашют на самолёте.

Как известно в авиации все правила и наставления написаны кровью и никакой непонятности быть не может. Это дорого стоит. А как обстоит дело со спасательными жилетами? В соответствии с требованиями Российского Речного и Морского Регистров «спасательный жилет» должен обладать плавучестью (держать железа) не менее 20 кг - взрослый и не менее 9 кг - детский, и иметь конструкцию и размеры, указанные в ГОСТ 22336-77, (для удержания головы пловца среднего веса близкого к вертикальному положению над поверхностью воды на 120мм, необходимое усилие 3 - 4 кг, а человек, погруженный в воду, весит 10% своего веса.). В таком жилете весь объём плавучести расположен на груди, это обусловлено требованием переворачивать человека, попавшего в воду без сознания – перевернуть его лицом вверх не дольше, чем за 5 сек. Поэтому в таком жилете возможно только пассивно держаться на плаву, ожидая подхода помощи и не имея возможности плыть каким-либо стилем. Кроме того, объёмная конструкция жилета сильно затрудняет работу членов экипажа на борту судна, причалах и, тем более, в кокпите моторной лодки.

Пояс спасательный

Спасательные пояса, применявшиеся с давних времён, состоят из пенопластовых или пенополиэтиленовых блоков, завязываются на груди, имеют серьёзный недостаток – в случае неправильной регулировки ремней, могут перевернуть пловца головой вниз, и для применения на маломерных судах не пригодны.

По требованиям Европейского стандарта жилеты подразделены на 4 категории:

EN393 - страховочный, с плавучестью не менее 5,1кг (50N)
EN395 - спасательный, с плавучестью не менее 10,2кг (100N)
EN396 - спасательный, с плавучестью не менее 15,3кг (150N)
EN399 - спасательный, с плавучестью не менее 28,3кг (275N)

Страховочные жилеты

Предприятие «ОПЫТ» производит жилеты категории EN393 (модели «Слалом» и «Турист») и EN395 (модели «Мастер» и «Круиз»), выполненные из полиэстерной или нейлоновой ткани и эластичным наполнителем – изолоном (в грудной части в два-три раза больше, чем в спинной), оснащённые свистком и световозвращающими полосами. При необходимости на жилет могут быть нанесены соответствующие надписи. Например «ГИМС МЧС России».
Технические условия на данные модели были согласованы с Российским Речным Регистром, ГИМС г. Москвы и регулярно сертифицированы.

Однако, указанные согласования продукции фирмы «Опыт» проводятся добровольно, в отличие от многих других производителей данной продукции поскольку сертификация не является обязательной. Необходимо решение о внесении изменения в нормативные документы, позволяющие комплектовать маломерные суда спасательными жилетами, в соответствии Европейским нормам В связи с отсутствием в настоящее время в российских нормативных документах требований к спасательным жилетам категорию EN395, а именно они позволяют без понижения безопасности плавания эксплуатировать маломерные суда, резонно признать модели жилетов «Мастер» и «Круиз» как спасательные. Это позволит комплектовать ими маломерные суда без ущерба требований безопасности и исключит разногласия с контролирующими органами.

В настоящее время существует большой выбор спасательного снаряжения. Мы, основываясь на опыте работы на этом рынке, хотим дать рекомендации как правильно ориентироваться при выборе спасательного снаряжения.

Многие производители спасательных жилетов ставят на ярлыках своих изделий ГОСТ-22336-77, не проверяя соответствия ему по конструкции, плавучести и комплектации. Часто в целях уменьшения затрат на изготовление используют упаковочную пену в качестве наполнителя. Зачастую её бывает недостаточно для обеспечения необходимой плавучести на новом изделии, не говоря уже о сохранении необходимой плавучести и надёжности в процессе эксплуатации.

Пенополиэтилен ППЭ

В качестве наполнителя в спасательных жилетах производства фирмы «Опыт» применяется пенополиэтилен ППЭ-РЛ-30, это эластичный лёгкий, долговечный не впитывающий влагу закрытопористый материал с высокими теплоизолирующими свойствами, что немаловажно для защиты от переохлаждения после попадания в воду. Оболочка изделий выполняется термокроем индивидуально для каждого изделия, что обеспечивает прочность как нового, так и прошедшего длительную эксплуатацию, Как показала практика, до сих пор «живы» жилеты, выпущенные 24 года назад. Вся продукция предприятия «Опыт» сертифицирована и испытывается в собственной лаборатории.

В руководящих технических документах ГИМС МЧС России требований к спасательным жилетам нет. Поэтому инспектора ГИМС при регистрации маломерных судов и проведении технического осмотра ограничиваются проверкой наличия на каждого члена экипажа спасательного жилета, а по конструкции и другим характеристикам требований предъявить не могут. Как показывает практика, технические требования к жилетам отличаются в разных регионах России.
Таким образом, при выборе спасательного жилета на прогулочное судно вся ответственность ложится на капитана, на его опыт и добросовестность. Спасение утопающих дело его рук и только.

При выборе в первую очередь следует проверить качество швов, надёжность пришивки ремней и окантовки; (на жилетах фирмы «ОПЫТ» за счёт термокроя и оплавления кромки исключено осыпание краёв ткани, что в процессе эксплуатации часто является причиной расхождения швов и разрушения оболочки в отличие от жилетов других производителей, которые производят крой ножами);

Пенополиэтилен НПЭ

Обязательно проверяется материал наполнителя, обеспечивающий плавучесть. Это как правило закрытопористый пенополиэтилен плотностью от 25 до 35 кг/куб.м
Наиболее часто применяемый из соображений экономии НПЭ – имеет значительно меньшую историю применения в спасательных жилетах (около 5 лет) и был разработан для упаковки, при нажатии издаёт характерные щелчки от лопающихся внутри пузырьков, а это говорит о том, что объём плавучести уменьшается. Замечено также изменение его структуры после нахождения на солнце – становится более хрупким и осыпается при изгибающих нагрузках.
Следует также обратить внимание на конструкцию и качество применяемых пряжек-застёжек, которые должны выдерживать нагрузку, при подъёме человека из воды (для справки: пряжка применяемая фирмой «Опыт», выдерживает нагрузку 110 кг) это требование обусловлено тем, что как правило человека вытаскивают из воды за ремень жилета и нагрузка на пряжку составляет половину веса человека.
Пришиваемые на жилет световозвращающие полосы тоже часто используются сомнительного качества. Они применяются изготовителями из соображений экономии, но изначально имея слабые световозвращающие свойства, резко теряют их после непродолжительной эксплуатации.
Конструкция жилета должна предусматривать наличие блоков плавучести в нагрудных отсеках, по объёму значительно превышающему объём в спинных отсеках. Это необходимо для переворачивания тела человека попавшего в воду лицом вверх, а спинные блоки плавучести помимо обеспечения выталкивающей силы защищают при ударах об воду, камни и выступающие части судна, и частично от переохлаждения грудной части тела. Кроме того, передняя часть жилета должна быть короче задней, чтобы не создавать неудобства при приседании. Для экстремальных условий эксплуатации необходим паховый ремень (прилагается в комплекте), не позволяющий подниматься из воды жилету отдельно от тела.
Наличие застёжки «молния» в передней части жилета уменьшает степень регулировки по объёму тела (степени прилегания жилета к телу), которая необходима даже в течение дня, так как в холодное время жилет приходится одевать на одежду. Поэтому надо обращать внимание на наличие вместе с «молнией» возможности, позволяющей ослабив регулировочные ремни, увеличить размер периметра или, наоборот, уменьшить. (например жилет «Мастер-Х» фирмы «ОПЫТ» имеет эластичные боковины).
Такой необходимый атрибут, при несения вахты у штурвала судна, как вынимающийся капюшон, встроенный в воротник спасательного жилета, имеется только в модели двустороннего жилета «Мастер-Х» фирмы «ОПЫТ», у которого ещё на каждой стороне жилета имеется внутренний карман из водонепроницаемой ткани, а также наружный карманы для рации или телефона и для установки огня поиска.
Практика производства спасательных жилетов более 25–ти лет показала, что на жилете не должно быть ничего лишнего, чем можно зацепиться за элементы конструкции судна, но многие производители с целью создания внешней привлекательности нашивают бесчисленные карманы, петельки и т.п, что понижает безопасность, при использования таким жилетом.

Наиболее эффективным барьером на пути проникновения на рынок некачественной продукции, является сертификация. Однако многие фирмы сертификатов на реализуемую продукцию не имеют. В этом вопросе большую роль могут сыграть инспектора ГИМС МЧС России, которые проверяли бы у судоводителей наличие сертификатов на жилеты при проведении техосмотров судов.
Вода небрежности не прощает, поэтому для спасения на воде не нужно торопиться приобретать дешёвые непроверенные изделия, на этикетках которых написано, что они - «спасательные жилеты». Не следует экономить на собственной безопасности.

Генеральный директор фирмы «Опыт» А. И. Овчинников


Текст модального окна
Текст в модальном окне.
Товар добавлен в корзину Оформить заказ